Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Советы психолога

16.02.2018 г. у нас в школе стартовала программа  по профориентации  «Я выбираю профессию»! Программа состоит из шести интересных тренингов . Ребятам еще  предстоит очень увлекательная и творческая работа. 

НАШЕ НАЧАЛО!


ВЫБОР ПРОФЕССИИ ДЕЛО НЕ ЛЕГКОЕ 




Статья "Выбираем профессию с умом!"

Выбор будущей профессии — очень ответственное занятие.


Статистика такова, что среди выпускников и школьников процент тех, кто не имеет представления о будущей профессии, велик: от 30 до 55. В конце прошлого века государство отказалось от каких-либо гарантий в сфере трудоустройства. Хорошо это или плохо — решать вам, однако стоит отметить, что современную востребованность диктует рынок.

Подмена выбора профессии выбором вуза, колледжа,  а еще чаще ОГЭ, ЕГЭ - весьма частая ошибка старшеклассника. Наметив желаемую специальность лишь приблизительно, будущий абитуриент (часто вместе с родителями) приступает к поиску учебного заведения, курсов подготовки и репетиторов. А более точного представления о профессии тем временем не складывается. Выбор профессии только по степени ее престижности или по величине зарплат в этой сфере, и «романтическое» представление о профессии, далекое от реального положения дел. Будущий студент также может путать интерес к конкретному школьному предмету или хорошее отношение к учителю с реальной задачей приобрести специальность. А поступающие на педагогические или психологические факультеты могут, даже сами не осознавая этого, руководствоваться в своем выборе желанием решить собственные проблемы.


Рассмотрим причины сложностей выбора профессии:

  • Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.

  • Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.

  • Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

В связи с трудностями профессионального самоопределения, я как ваш школьный психолог всегда готова помочь вам найти именно вашу тропинку в этой жизни. Предлагаю вам окунуться в увлекательный мир интересных тренингов.

ДО ВСТРЕЧИ НА ТРЕНИНГЕ!




Законы родительской истины

Родители, без которых ребёнок не мыслит своей жизни, должны найти в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом. Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях.
Любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!  
Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка! Помните, от любви до ненависти только один шаг. Не делайте необдуманных шагов!
Закон 2. Не унижайте своего ребёнка! Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3. Не угрожайте своему ребёнку! Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнок – дух бунтарства! То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать. Не забывайте об этом.
Закон 5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно СТАТЬ БОЛЬШИМ.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше,  чем если над ним будут смеяться другие.
Закон 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!
Закон 11. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!




Наш первый тренинг!

8 апреля 2017 г. в школе прошел первый тренинг

«Психологическая подготовка к сдаче выпускных экзаменов».

От всей души благодарю участников тренинга 9 класса. Спасибо вам за участие, активную жизненную позицию и просто за то, что у вас есть желание менять мир к лучшему.

Желаю вам удачи в сдаче экзаменов!

    




 

Рекомендации для родителей.

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание».

И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для обучающихся 9-х и 11-х классов.
Экзамен – самый ответственный период  в жизни каждого выпускника. Именно на экзамене подводится итог учебной деятельности каждого школьника. Чтобы успешно сдать экзамен, им необходимо хорошо подготовиться к нему. Кроме того, важную роль в подготовке детей к экзаменам  играет поведение их родителей.

  

Ваши сын или дочь принимают участие в ОГЭ или ЕГЭ.
Почему они так волнуются?

 § Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.

§ Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.

§ Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе, астеничности (быстрой утомляемости) и т.д.

§ Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.

§ Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

§ Слишком частые ошибки в работе;

§ Слишком часто возникает чувство усталости;

§ Мысли часто улетучиваются;

§ Довольно часто появляются боли;

§ Постоянное ощущение недоедания;

§ Невозможность вовремя закончить работу.

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.

 ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

 В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные условия для подготовки обучающегося и не мешать ему.

Психологическая поддержка, поощрение,  реальная помощь, спокойствие взрослых  помогают школьнику успешно справиться с собственным  волнением.

   Существуют слова, которые поддерживают детей, например:  «Ты сможешь это сделать», «Зная тебя, я уверен, что ты все  сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо», «Все у тебя  получится», «Не боги горшки обжигали» и т.д.  Если сын или дочь сильно волнуются, лучше заранее рассказать о возможных вариантах пересдачи, вариантах развития событий в случае не самого лучшего исхода  («Да, итоговый экзамен очень важен, но при неудачной сдаче экзамена жизнь не остановится», «Век  живи, век учись»)     

   Поддерживать можно посредством прикосновений, доброжелательного выражения лица, интонации голоса, а также посредством совместных  усилий в подготовке.

ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ!

В ходе подготовки к экзаменам родители нередко используют тактику запугивания : «Мало занимаешься – не сдашь», «Не стараешься – будут плохие результаты», «Ты совсем не готов», «Это так сложно» и т.п.;

Такая тактика не повышает мотивацию, а создает

эмоциональные барьеры, которые ваш ребенок не может

самостоятельно преодолеть.

  

Рекомендации

1.     Режим дня

Вы можете оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, - в определении еженедельной нагрузки, - в составлении плана. Составление плана помогает справиться с тревогой: ваш ребенок начинает понимать, что успеть выучить весь материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

2.     Время на личный отдых

Важно, чтобы ваш ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Но, например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь найти такую форму досуга, которая бы ребенка не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями и т.д.

В течение дня также необходимо делать короткие перерывы на 10-15 минут каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности.

3.     Сон

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок хорошо высыпался. Не разрешайте детям учить целыми днями  или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству. В состоянии утомления работоспособность снижается, а продуктивность такой учебы невелика.  Проследите за тем, чтобы накануне экзамена ваш ребенок обязательно отдохнул и как следует выспался.

4.     Питание

Всегда, а во время экзаменов особенно, заботьтесь об организации полноценного питания.

Такие продукты, как овощи, фрукты, рыба, творог, орехи, шоколад и т.д. стимулируют работу головного мозга.

5.     Уборка дома

Это вопрос непростой, потому что иногда подростки начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому. Легкая физическая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

6.     Эмоциональный настрой

Существует определенный уровень тревоги, оптимальный для организации деятельности, но очень высокий уровень волнения мешает учебной деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода (например, когда родители сильно переживают, пьют валерьянку, их дети как бы заражаются этим напряжением и тревогой).

7.     Задачи родителей:

  • создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы (для тревожных детей);

  • создание ситуации успеха (для неуверенных детей);

  • снижение значимости экзамена: следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если обучающийся очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых);

  • повышение значимости экзамена (для гиперактивных детей, испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации);

  • определение того, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок (например, выслушать выученные им темы или помочь написать планы и конспекты).

Информация для размышления родителям!

       Маша - ученица 11  класса. Мама и папа готовят Марию к поступлению в один из престижных вузов страны на факультет связей с общественностью. Потрачена уже не одна тысяча на репетиторов, помогающих Маше сосредоточиться на нужных предметах. Девочка старательно выполняет все задания, приходит домой поздно вечером. Папа ежедневно усаживает ее на диван и расспрашивает об успехах, сурово хмурит брови, наверное, чтобы еще больше навести жути на уже истощенный организм девочки. Мама каждый день устраивает сцены, стоит Маше заговорить о желании на всякий случай подать документы в художественный. Кричит и чуть ли не плачет: «Неблагодарная, ты нас не любишь! Мы столько денег в тебя вбухали, столько усилий потратили! А ты нам вот как отплачиваешь!» Маша разворачивается и тихонько уходит в свою комнату, а по ночам плачет, не понимая, почему то, что сделает ее счастливой - показатель нелюбви к родителям. Иногда родители настолько любят своих детей, что, в сущности, забывают о том, что рядом с ними живет и развивается уже созревшая личность, готовая принимать решения и ответственность за них.

Или отказываются видеть это, до 30 лет считая своих детей «маленькими»,
при этом, требуя от них «взрослых» поступков.

       Валера, из параллельного с Машей класса, вовсе ни о чем не беспокоится. За него уже давно обо всем позаботились родители. Единственное, о чем попросил папа – «позаботься о выборе! Ну, там, у друзей поспрашивай, что, да как! Только выбери что-нибудь посолиднее, чтобы перед родственниками и знакомыми стыдно не было!». И парень в самом рассвете сил, продолжает жизнь с осознанием того, что выбор он сделает - не важно как - просто пойдет за тем, что модно или друг посоветует. А все остальное за него сделают родители. За все заплачено, как говорится.  А затем родители обвинят его в несамостоятельности, отсутствии устремлений и т.п. И может быть он и пошел бы подавать документы на кинооператора, о чем в тайне мечтает, но режиссером быть куда более престижно.

Подумайте об этом.


Скачать статью в формате Word

 


Почему школьнику трудно на уроках и как ему помочь?

Что такое клиповое мышление?

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий  коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир»  даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат,  не задумываются, что при решении  задачи не может получиться 2,5 человека, а из  8  км невозможно вычесть 3 часа.  При выполнении домашних заданий   стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками.

В чем проблемы?

Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).

Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования,   считает, что  в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И  это не только проблема российских школьников. Клиповое  мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.

У клипового мышления есть и плюсы, и минусы.  Давайте выясним, как оно влияет на обучение ребенка.

Очень хорошо видно это, когда надо отгадать загадку.

Вот, к примеру, простая загадка.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

Как думаете, какой ответ может быть к  этой загадке?  

Звезды - их же днем не найти.  Иней - на траве сверкает.  И только после нескольких попыток появилась правильная отгадка - роса.  

Почему даже школьнику трудно отгадать такую, казалось бы, простую загадку? Потому, что мышление многих школьников схватывает информацию кусочками, фрагментами, не связывая ее воедино. И в загадке ребенок пытается найти ответ, опираясь на один отдельный признак или факт.

Можно сказать, что загадки на качество знаний не влияют, но ведь точно так же получается и в остальном. Задачи ребенок решить не может самостоятельно, потому что он ее просто не видит и, соответственно, не понимает. Решая  задачу, ребенок просто складывает или умножает  любые числа из задачи, нисколько не задумываясь, что из 123 км невозможно вычесть 3 часа,  а 19 грибов никак не разложить в 178 корзин.

И такие ситуации бывают на всех уроках в любом классе.  Вот так  сказывается технологический прогресс на наших детях.  Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения даже детской литературы. Школьнику очень трудно пересказать текст или ответить на вопрос по окружающему миру.

И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим.

Плюсы клипового мышления.

В  современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление  обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.

Что делать?

Проблема учителя,  по мнению Леонида Ястребова,  в том, что  в школах клиповомыслящих детей  учат педагоги, обучавшиеся в рамках текстовой культуры  и обученные учить именно по этим методикам.

Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют  последовательное и  текстовое восприятие и с трудом представляют себе как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает и они вынуждены подменять его виртуальным.


Конечно, проще всего поступить по аналогии с  советом Фамусова   из знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь».

То-есть запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что, конечно,  не разумно.

Хорошо ли клиповое мышление или нет — вопрос, пожалуй, философский.

Леонид Ястребов также считает, что бороться с клиповым мышлением  бессмысленно   и рекомендует  учить детей  «говорить на двух языках».

Специалистами предлагаются различные методики, в частности, такие.

Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.

Практиковать метод дискуссий, так как  участие в дискуссии  учит их участников мыслить,  отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.

Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно  предоставить ему два взаимоисключающих утверждения.  Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.

На специальных тренингах обучать школьников сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.

Чтение классической художественной литературы — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д.,  способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Работа  педагога в тесной связи с родителями  также будет способствовать параллельному развитию обоих видов  мышления. Для этого родителям следует не  запрещать детям вообще пользоваться гаджетами и соцсетями, а постараться восполнять то, чего дети лишаются из-за «клиповости» окружающего их мира. Это могут быть  путешествия, спорт, музыка, театры, рисование, а главное – обычное живое общение. Больше  общаться со своими детьми, чтобы недостаток живой коммуникации они не заменяли на виртуальную.

Чтобы ребенок в общении не ограничивался только социальными сетями и чатами, записать, например, его в какой-нибудь  кружок, где он сможет получать удовольствие от живого общения.

Побуждать ребенка как можно больше пересказывать, высказывать свое мнение  устно и письменно. При выполнении домашних заданий, например, при  решении задач необходимо, чтобы ребенок сам себе или родителям объяснил суть задачи и вслух рассказал ход ее решения.

Чтобы ребенок увлекся книгой, заинтриговать его  рассказом интересной главы из нее. При этом он должен не просто читать, а читать, пересказывать и объяснять причину событий или явлений, высказывать свое мнение.

Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и  это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно.

Материалы для статьи  взяты из разных интернет-источников.

Скачать статью "Клиповое мышление".






Памятка для родителей первоклассников (скачать)

Первый раз в первый класс!

   Ваш ребенок — первоклассник

(памятка для родителей)

· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересован­ность в его школьных делах и заботах, серьез­ное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первоклассни­ку подтвердить значимость его нового положе­ния и деятельности.

 · Обсудите с ребенком те правила и нормы, с ко­торыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

 · Ваш, ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок име­ет право на ошибку.

 · Составьте вместе с первоклассником распоря­док дня, следите за его соблюдением.

 · Не пропускайте трудности, возможные у ребен­ка на начальном этапе овладения учебными на­выками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь спра­виться с ними на первом году обучения.

· Поддержите первоклассника в его желании до­биться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддер­жка (« Молодец!»,« Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

· Если вас что-то беспокоит в поведении ребен­ка, его учебных делах, не стесняйтесь обращать­ся за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

· С поступлением в школу в жизни вашего ре­бенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение перво­классника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его мно­гообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для иг­ровых занятий.